Новости сахарного диабета

Кетогенная диета может уменьшить количество дружественных кишечных бактерий и повысить уровень холестерина

2024-08-06 20:31
Исследование, опубликованное в журнале Cell Отчет Medicine, было проведено сотрудниками Центра питания, физических нагрузок и метаболизма и включало 53 здоровых взрослых человека в течение 12 недель. Участники придерживались либо диеты со средней тяжестью (контроль), либо диеты с низким содержанием сахара (менее 5% калорий из сахара), либо кетогенной (кето) низкоуглеводной диеты (менее 8% калорий из углеводов).

Основные результаты исследования включают:

  • Повышение уровня холестерина: кето-диета повышала уровень холестерина, особенно в малых и средних частицах ЛПНП. Диета повышала уровень аполипопротеина B (apoB), который вызывает образование бляшек в артериях. Низкий уровень сахара, напротив, значительно снижал уровень холестерина в частицах ЛПНП.
  • Снижение количества благоприятных бактерий в кишечнике: Кето-диета изменила состав микробиома кишечника, в частности, уменьшила количество бифидобактерий- полезных бактерий, часто встречающихся в пробиотиках. Эта бактерия обладает широким спектром преимуществ: вырабатывает витамины группы В, подавляет патогенные и вредные бактерии и снижает уровень холестерина. Ограничение сахара не оказало существенного влияния на состав микробиома кишечника.
  • Толерантность к глюкозе: Кето-диета снизила толерантность к глюкозе, то есть организм взрослых людей стал менее эффективно справляться с углеводами.
  • Обе диеты привели к потере жира: Кето-диета привела к средней потере 2,9 кг жировой массы на человека, в то время как диета с ограничением сахара привела к потере 2,1 кг жировой массы на человека за 12 недель.
  • Метаболизм: Исследователи также заметили, что кето-диета вызвала значительные изменения в липидном обмене и расходовании энергии мышцами, переключив предпочтение топлива организмом с глюкозы на жиры.
  • Уровень физической активности: И ограничение сахара, и кето-диета привели к потере жира без изменения уровня физической активности. Предыдущие исследования Центра питания, физич. нагрузок и метаболизма показали, что пропуск завтрака или прерывистое голодание приводят к снижению физической активности.
  • Ведущий исследователь доктор Аарон Хенгист подчеркнул, что результаты исследования касаются холестерина:
  • "Несмотря на снижение массы жира, кетогенная диета повысила уровень неблагоприятных жиров в крови наших участников, что, если сохранится в течение многих лет, может иметь длительного действия последствия для здоровья, такие как повышение риска сердечных заболеваний и инсульта".
  • Доктор Рассел Дэвис, возглавлявший исследование микробиома, объяснил, как это влияет на здоровье кишечника:
  • "Диетическая клетчатка необходима для выживания полезных кишечных бактерий, таких как бифидобактерии. Кетогенная диета сократила потребление клетчатки примерно до 15 граммов в день, что в два раза меньше рекомендованной NHS нормы. Такое сокращение количества бифидобактерий может привести к значительным последствиям для здоровья в долгосрочной перспективе, таким как повышенный риск развития расстройств пищеварения, например, болезни раздраженного кишечника, повышенный риск кишечных инфекций и ослабление иммунной функции".
Профессор Хавьер Гонсалес, руководивший исследованием, так прокомментировал результаты изучения глюкозы: "Кетогенная диета снижала уровень глюкозы натощак, но также уменьшала способность организма перерабатывать углеводы, поступающие с пищей. Измерив количество белков в мышечных образцах, взятых из ног участников, мы пришли к выводу, что это, вероятно, адаптивная реакция на употребление меньшего количества углеводов в день и отражает устойчивость инсулина к хранению углеводов в мышцах. Такая резистентность к инсулину не обязательно является чем-то плохим, если люди придерживаются кетогенной диеты, но если эти изменения сохраняются, когда люди возвращаются к более высокоуглеводной диете, это может повысить риск развития диабета 2-го типа в долгосрочной перспективе".

В свете этого нового исследования ученые пришли к выводу, что если вы рассматриваете диету, то для большинства людей лучше подойдет диета с низким содержанием сахара. Необходимо провести дополнительную работу, чтобы понять, какую пользу может принести каждому человеку тот или иной тип диеты. Правительство рекомендует ограничить свободные сахара (те, что добавляются в пищу или напитки или содержатся в меде, сиропах, фруктовых соках и смузи) до уровня менее 5% от общего количества потребляемой энергии. Профессор Дилан Томпсон, который также руководил работой, сказал: "Кетогенная диета эффективна для потери жира, но она сопровождается разнообразными метаболическими и микробиомными эффектами, которые могут подойти не всем. Напротив, ограничение сахара соответствует правительственным рекомендациям по снижению потребления свободного сахара, способствуя потере жира без явных негативных последствий для здоровья".

Эта работа была поддержана первоначальным грантом от The Rank Prize Funds, а последующее финансирование было получено от Cosun Nutrition Center, Университета Бата и Яна Тарра. При проведении предварительных анализов некоторые исследователи получили стипендию от Британского фонда сердца и Совета по медицинским исследованиям.